Ученые Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ РАН) создали первый отечественный цифровой комплекс для аэропортов, который связывает в единое информационное пространство многочисленные службы, транспорт и другие технические средства, обслуживающие самолеты. Для загрузки-разгрузки грузов комплекс использует специальные интеллектуальные транспортно-технологические средства (цифровые автолифты), созданные при участии ученых СПб ФИЦ РАН. Разработанная информационно-аналитическая система позволяет прогнозировать работу наземной инфраструктуры, чтобы исключить столкновения и конфликтные ситуации, возникающие между цифровыми автолифтами, а также оптимизировать функционирование аэропорта в режиме реального времени и в постоянно меняющихся условиях. Разработка петербургских ученых выдвинута на соискание премии правительства РФ в сфере науки и техники в 2021 году.
"Мы разработали первую отечественную интеллектуальную информационно-аналитическую систему для автоматизированного управления наземной инфраструктурой аэропорта, которая обслуживает самолеты. Эта техника в первую очередь отвечает за загрузку и разгрузку ценных грузов, погрузку питания и доставку на борт маломобильных пассажиров. Ежедневно в аэропорту эти задачи решают сотни погрузчиков, десятки самолетов. Наша система способна одновременно управлять несколькими цифровыми автолифтами, чтобы максимально оптимизировать их работу в постоянно меняющихся условиях, исключить аварии, задержки рейсов и повысить производительность труда данных лифтов и, в конечном итоге, пропускную способность аэропорта", - сказал Борис Соколов, главный научный сотрудник, руководитель лаборатории информационных технологий в системном анализе и моделировании СПб ФИЦ РАН.
Комплекс управления "умных" систем для аэропортов был разработан на базе отечественной универсальной интеллектуальной информационно-аналитической платформы, которая является результатом многолетней работы ученых СПб ФИЦ РАН по внедрению математических моделей, методов их применения, а также соответствующих алгоритмов для управления сложными системами в различных сферах экономики РФ, например, в ее атомной и космической отраслях. Научное содержание данных разработок опубликовано в ряде монографий и статей, в том числе в зарубежных научных изданиях, имеются патенты, подтверждающие авторские права разработчиков.
Единое информационное пространство каждого конкретного аэропорта образуется на основе цифровых автолифтов и их бортовых компьютеров, центрального сервера вместе с программно-математическим и информационным обеспечением. Оно включает в себя разработанные учеными СПб ФИЦ РАН базы данных и знаний, а также универсальные цифровые интерфейсы. Кроме того, доступ к такому цифровому пространству имеют сотрудники различных служб аэропорта (например, служба безопасности, диспетчерская и аэродромная служба, а также подразделения авиакомпаний) для получения достоверной информации о состоянии наземной инфраструктуры аэропорта.
Важную роль в формировании данных для функционирования комплекса имеет информация, поступающая с бортовых компьютеров цифровых автолифтов, которые широко используются в аэропортах России и Союзного государства. В свою очередь, данные на бортовые компьютеры поступают с датчиков, размещенных на цифровых автолифтах - это видеокамеры, сенсоры перегрузки и положения трапа, а также системы предотвращения столкновений (всего таких датчиков - современных кибер-физических систем - на каждом автолифте более 50). Собранная информация позволяет не только отслеживать перемещения транспортных средств, но и оперативно оценивать и прогнозировать их техническое состояние и заранее выявлять как возникающие неисправности, так и предпосылки, которые к ним приводят. Возможность управления такой системой в режиме реального времени появилась благодаря комплексному использованию технологии радиочастотной идентификации (RFID) и технологий современной мобильной связи.
"Ранее сотрудники аэропорта развозили грузы, рассчитывали и определяли их местоположение вручную. Естественно, была велика доля человеческой ошибки, что груз потеряется или улетит не туда, кроме того, это долгий и монотонный процесс. RFID позволяет при помощи радиоизлучателя и специальных электронных меток на грузах и транспорте получать информацию о складывающейся ситуации каждую секунду. Таким образом, устанавливается автоматический контроль и прогнозирование работы всех объектов в цифровом пространстве аэропорта, а наше программно-математическое обеспечение осуществляет обработку и анализ собранных данных и информации, а также синтезирует наиболее эффективные алгоритмы индивидуальной и групповой работы созданных цифровых лифтов”, - пояснил Борис Соколов.
Сегодня комплексы управления интеллектуальными транспортно-техническими средствами производятся индустриальным партнером СПб ФИЦ РАН - московской компанией ЗАО «Универсал-Аэро», на которой создано единственное в России серийное производство компонентов для подобных комплексов. Разработка петербургских ученых действует в 12 аэропортах, в том числе в крупнейших аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. Суммарный объем производства в 2020 году составил 1,76 млрд. рублей.
"Проект имеет большое значение для повышения эффективности и безопасности отрасли авиационных перевозок. К примеру, по нашим данным, в аэропортах, где работает такая система, на 15% уменьшилось время, необходимое для обслуживания самолетов, а время простоя автолифтов снизилось почти на треть. В целом аэропорт, благодаря нашей разработке, сможет на пятую часть сократить число автолифтов из-за оптимизации их работы. Кроме того, комплекс позволяет в принципе исключить возможные столкновения и конфликтные ситуации с транспортом на аэродроме", - отметил Борис Соколов.