В 12 аэропортах России, а также в столице Беларуси сегодня действуют 121 автопогрузчик для самолетов с установленными на него цифровыми платформами, разработанными при участии исследователей Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН). По подсчетам экспертов авиационного сектора экономики для цифровизации всех аэропортов в РФ потребуется около 1 тысячи таких машин, дискуссия по вопросам развития данной отрасли прошла в пресс-центре ТАСС в Санкт-Петербурге.
Ранее ученые СПб ФИЦ РАН разработали первый в России цифровой комплекс по автоматизации процессов погрузки и разгрузки самолетов, включая продукты питания, ценные грузы и маломобильных граждан. В основе системы лежат цифровые автолифты, которые представляют собой обычный грузовой автомобиль с подъемным кузовом (автолифтом). Такой погрузчик снабжен системой датчиков и бортовым компьютером. Система позволяет автоматизировать работу автолифтов, повысить скорость, эффективность и безопасность их работы.
"В настоящее время нашими индустриальными партнерами внедрена 121 единица цифровых автолифтов в 12 аэропортах России, а также в Минске. Пока это не промышленный масштаб, однако я думаю, что такая отечественная разработка со временем будет востребована во всех аэропортах страны. С одной стороны, это работа на импортозамещение, а с другой - цифровые автолифты являются критическим элементом в обслуживании бортов гражданской авиации, позволяют снизить задержки в обслуживании самолетов, не допустить аварий и в целом оптимизировать работу аэродрома", - сказал директор СПб ФИЦ РАН Андрей Ронжин.
Он добавил, что активная цифровизация аэропорта может начаться после того, как авиационная отрасль оправится от последствий пандемии и восстановит пассажиропоток. Как отметил во время дискуссии генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев, сегодня можно составить примерный прогноз того, сколько цифровых автолифтов необходимо для цифровизации всех аэропортов России.
"По нашим подсчетам, подобной техники потребуется около 1 тыс. машин, чтобы оснастить аэропорты нашей страны. Плюс к этому пойдут еще и страны СНГ, а они тоже пользуются и интересуются нашими отечественными разработками", - сказал Виктор Горбачев.
Он также рассказал, что, вероятно, на первом этапе приобретение цифровых автолифтов для аэропортов может быть затратным. Однако если их производство выйдет на промышленный уровень, то цена снизится и будет приемлемой для российского рынка. Свои расчеты по стоимости оснащения новым оборудованием автолифтов на пресс-конференции привел член Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Марк Стыскин.
"На данный момент прибавка к стоимости стандартной единицы автолифтов по нашим прикидкам получается на уровне около 15-20%. Думаю, что при расширении серийного производства возможен выход на существующую сейчас цену на автолифты без какой-либо интеллектуальной составляющей. В целом речь идет о стандартных бюджетах на переоснащение аэропорта. Тем более что к цифровизации сейчас подтягивается и законодательная база, внедряются международные требования на то, чтобы какие-то интеллектуальные системы аэропорты внедряли", - пояснил Марк Стыскин.
В конце мероприятия Андрей Ронжин также отметил, что развитие цифрового комплекса для аэропортов в СПб ФИЦ РАН продолжается, и сегодня ученые готовы предоставить наиболее перспективные модели цифровых автолифтов потребителям не только в России, но и в странах СНГ. Кроме того, петербургские исследователи ведут проекты по цифровизации и для других отраслей экономики.
"Сейчас у нас идут пилотные проекты и научно-исследовательские работы в сфере железнодорожного транспорта, а также в области судостроения. Более того, наши информационно-аналитические платформы сегодня внедряются в сельское хозяйство, которое больше других отраслей испытывает потребность в цифровизации. Я говорю, в частности, о растениеводстве, животноводстве, молочном производстве, а также рыборазведении", - рассказал директор СПб ФИЦ РАН.
С пресс-конференцией ТАСС можно ознакомиться по ссылке: СПб ФИЦ РАН: цифровизация транспортной отрасли