Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр
Российской академии наук»

Исследователи Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН) с помощью оригинальной технологии биологического мониторинга выявили, что диклофенак - компонент широко распространенных обезболивающих препаратов, попадая вместе с отходами жизнедеятельности человека в водоемы, может вызывать у его обитателей заболевания желудочно-кишечного тракта. Вещество может накапливаться в воде (особенно в осеннее-зимнее время низкой солнечной активности) и при высоких концентрациях создавать угрозу не только для здоровья живущих в воде организмов, но и, возможно, для людей, использующих такие акватории. Статья ученых опубликована в научном журнале Chemosphere (квартиль Q1) (для гиперссылки https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0045653520323250?via%3Dihub).

Диклофенак является одним из основных компонентов, которые входят в состав многих обезболивающих препаратов. После применения вместе с отходами и сточными водами он попадает в почву и водоемы и может там накапливаться. При этом последствия таких процессов для природы и человека до конца пока не ясны.

“Для того чтобы в короткие сроки установить негативные стороны воздействия диклофенака на живые организмы, мы совместно со специалистами Харбинского политехнического университета (КНР) в своих экспериментах использовали огромную концентрацию диклофенака - примерно в 10 тыс. раз больше, чем наблюдаются в акваториях мира вблизи крупных мегаполисов, таких как, например, Санкт-Петербург”, - рассказывает Сергей Холодкевич, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоэлектронных методов геоэкологического мониторинга Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН - входит в СПб ФИЦ РАН).

Эксперименты проводились в емкости с раствором диклофенака в необходимой концентрации, куда помещались красные калифорнийские раки (широко распространены в реках и озерах Китая, экспортирующего их по всему миру). Функциональное состояние раков оценивалось с помощью разработанной учеными СПб ФИЦ РАН оригинальной технологии биоиндикации (для гиперссылки: https://spcras.ru/news/detail_news.php?ID_NEWS=480927) (по физиологическим показателям их кардиоактивности), а также по биохимическим биомаркерам оксидативного стресса логического мониторинга. Кроме того, большое внимание в данной работе было уделено исследованию жизненных показателей микробиоты, обитающей в пищеварительной системе раков.

“Оказалось, что при такой концентрации диклофенак нарушает микрофлору кишечника рака. Из-за этого возникают проблемы в работе пищеварительного тракта. В результате этого, системы жизнедеятельности рака выходят из равновесия, что приводит животных к летальному исходу. Мы зафиксировали признаки оксидативного стресса, который подрывал организм на клеточном уровне”, - поясняет Сергей Холодкевич.

В дальнейшем ученые хотят выяснить, при какой минимальной концентрации диклофенака начинаются проблемы со здоровьем у живых организмов, обитающих в водоемах. Эти исследования планируется проводить совместно с учеными из Харбинского политехнического университета (Китай).

Сегодня технология биологического мониторинга, созданная в СПб ФИЦ РАН, используется для защиты здоровья населения на всех водозаборах Санкт-Петербурга. В качестве биоиндикаторов в этих системах выступают раки, обитающие на Северо-Западе России.