Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр
Российской академии наук»

Первые тестовые полеты легкого беспилотного воздушного судна (БВС) мультикоптерного типа для транспортировки крови проводились с января 2022 года. Для перевозки образцов компонентов крови был использован БВС собственного производства, максимальная масса полезной нагрузки которого составляет 15 кг; а также разработана система крепления контейнера для перевозки биологических материалов.

В ходе экспериментов по доставке пакетов крови был построен предполагаемый маршрут следования БВС, протяженность которого составила 5600 м. Необходимо отметить, что тестовые полеты проводились вне населенных пунктов, вдали от линий электропередач на частной территории в Ленинградской области. Полученные результаты показали, что изменения в анализах образцов крови после транспортировки на БВС были незначительными и компоненты крови пригодны для использования в клинической практике.

Беспилотный летательный аппарат с зафиксированным контейнером для перевозки компонентов крови

 

Система крепления контейнера для перевозки компонентов крови на БПЛА

 

25 мая на базе обеспечения учебного процесса Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВМедА) в Красном Селе состоялось ежегодное тактико-специальное учение «Очаг-2022», в котором приняли участие сотрудники Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН). 

Лабораторией автономных робототехнических систем СПб ФИЦ РАН была произведена демонстрационная транспортировка крови, предназначенной для переливания, посредством беспилотного воздушного судна (БВС). Сотрудники лаборатории Лебедев Игорь Владимирович и Янин Антон Павлович приняли участие как операторы легкого БВС мультикоптерного типа малой дальности. Данный БВС является специализированной разработкой лаборатории и включает крепление для контейнера, обеспечивающего определённые условия при транспортировке крови и иных биоматериалов. 

В ходе выполнения миссии БВС пролетел 2 км от места взлета до медицинского взвода полностью в автономном режиме, а операторы выступали в качестве лиц, контролирующих процесс полета. Отметим, что полет проходил на высоте 40 м. 

Перспективы развития направления, связанного с автоматизированной транспортировкой грузов специального назначения посредством БВС, велики. Применение БВС в медицинской сфере позволит спасать людей за счет сокращения времени на доставку компонентов крови и медикаментов на большие расстояния, в труднодоступные места или в травмоцентры в условиях мегаполиса. В Российской Федерации использование БВС в системе здравоохранения на настоящий момент не внедрено. Однако полученные результаты в ходе проведенных натурных экспериментов по оценке безопасности использования компонентов крови после ее транспортировки воздушным путем показывают высокий потенциал использования БВС в медицинских учреждениях.

Данный проект был осуществлен при поддержке гранта РНФ № 20-79-10325 «Разработка принципов и подходов к адаптивному управлению автономными мобильными киберфизическими системами в условиях изменяющегося окружения».

БВС с установленным контейнером