Технологии Искусственного интеллекта стремительно меняют рынок труда и повседневную жизнь. Какие профессии окажутся под угрозой, а кто останется незаменим? Ответы на эти вопросы дал руководитель лаборатории прикладного искусственного интеллекта (лПИИ) Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН (СПб ФИЦ РАН) Максим Викторович Абрамов в прямом эфире Радио России.
7 февраля в преддверии Дня российской науки Максим Викторович выступил в программе «Невское утро», в рамках рубрики «Гость в студии», где рассказал о влиянии искусственного интеллекта на различные сферы деятельности и возможные перспективы автоматизации.
Одной из ключевых тем эфира стало влияние больших языковых моделей на рынок труда. Эксперт с ведущим программы обсудили, в каким сферах трудится искусственный интеллект и каких специалистов уже сейчас могут заменить большие языковые модели. Под ударом — переводчики и креаторы. Искусственный интеллект способен становиться полноценным участником диалога и генерировать творческий контент на основе своего опыта. Однако возможности моделей ограничены данными, на которых они обучаются. Всё, что создано искусственным интеллектом так или иначе повторяет уже существующее, а не создаёт что-то принципиально новое.
«Дворники-роботы появятся быстрее, чем роботы-композиторы. Востребованными останутся специалисты, способные к созданию уникальных идей и разработке новых направлений», — отметил Максим Абрамов.
Кроме того, в эфире обсудили присутствие искусственного интеллекта в повседневной жизни. Уже сейчас большинство линий поддержки различных сервисов используют языковые модели для генерации ответов. Даже там, где пользователь взаимодействует с человеком, как правило предварительный ответ готовит нейросеть. Уже после оператор просматривает этот ответ и либо с ним соглашается и отправляет, либо не отправляет. Несмотря на это, часть клиентов некоторых сервисов по-прежнему с недоверием относится к ответам нейросети и предпочитает общение со специалистом.
«По статистике в Сбербанке порядка 50% таких случаев приводили к тому, что технологии ИИ генерировали тот же ответ, который потом давал человек. Однако пользователю почему-то было комфортнее общаться с человеком, он больше ему доверял, ожидал, что вопрос будет решаться быстрее», — рассказал Максим Абрамов.
Прослушать запись эфира можно здесь: Радио России, а также в телеграмм-канале СПб ФИЦ РАН.