Группа исследователей из Санкт-Петербургского Федерального Исследовательского Центра РАН (СПб ФИЦ РАН) и Президентской академии создала уникальные алгоритмы для прозрачной и автоматизированной оценки успешности карьерной траектории управленцев. Разработка позволяет анализировать эффективность реализации университетских образовательных программ, а также кадровых проектов, в которых участвуют руководители различных уровней из государственных учреждений, частных компаний, корпораций.
Сегодня эффективная работа компаний и государственных институтов обеспечивается при помощи управленческих специалистов: менеджеров, чиновников и руководителей разных уровней. Они обеспечивают более качественное выполнение государственных функций и услуг, что непосредственно влияет на уровень жизни граждан и доверие к власти. Грамотные специалисты помогают оптимизировать процессы управления, что ведет к экономии средств и более рациональному использованию ресурсов.
Однако при подборе и подготовке менеджеров как частные компании, так и госструктуры сталкиваются со значительными трудностями, среди которых – отсутствие четких критериев определения успешности управленческой карьеры и того, как усилия, направленные на подготовку менеджеров конвертируются в их результативность и управленческий успех.
Для решения этой проблемы исследователи СПб ФИЦ РАН и Президентской академии предложили подход, который позволяет оценить и ранжировать качество подготовки управленческих кадров посредством оцифровки их управленческой карьеры.
«Мы разработали программное обеспечение, которое помогает на основе анализа образовательного и карьерного пути оценить успешность трудоустройства соискателей на руководящие должности. Данное элегантное решение оценки карьерной динамики создано на основе уникального классификатора управленческих должностей РАНХиГС и созданного нами алгоритма анализа большого массива открытых данных о выпускниках вузов и их резюме. Применение нашей технологии позволит оптимизировать и автоматизировать анализ успешности карьеры управленцев государственных ведомств и частных компаний, и тем самым потенциально позволяет повысить эффективность организации управленческого труда», – рассказывает руководитель Лаборатории Прикладного Искусственного Интеллекта СПб ФИЦ РАН Максим Абрамов.
В рамках проекта ученые РАНХиГС предложили использовать специальный инструмент для объективной оценки управленческой карьеры – классификатор управленческих должностей, который позволяет сопоставить самые разные должности (представители органов федеральной и муниципальной власти, госкорпораций, частных компаний, фондов и прочее) в виде объективного числового значения.
Затем на основе классификатора исследователи из СПб ФИЦ РАН создали набор цифровых инструментов для автоматизированного сбора и анализа информации разных типов из открытых источников о выпускниках различных вузов. Учитывались данные топ-15 российских университетов, входящих в рейтинг RAEX по специальностям «экономика» и «менеджмент». Кроме того, информация об опыте и желаемой должности выпускников этих вузов собиралась с сайтов с резюме соискателей, которые искали работу после завершения обучения. Для изучения динамики карьеры управленцев ученые учитывали сроки достижения должностей различными кандидатами. Данные охватывали период с 2010 по 2023 год, причем ученых интересовали только те респонденты, у которых можно было посмотреть карьерный путь целиком.
Применение подхода на практике показало, что выпускники исследуемых вузов разнятся по показателям динамики управленческой карьеры. Например, специалисты, получившие образование в Финансовом Университете, РАНХиГС, МГУ, НИУ ВШЭ и РЭУ, имеют более высокие значения по классификатору управленческих должностей, чем выпускники остальных вузов. Кроме того, ученые разделили исследуемые университеты на несколько групп в зависимости от скорости движения по карьерной лестнице и максимального уровня должности.
«Разработанное коллективом исследователей решение для определения уровня должности служит надежным инструментом для тех задач, где необходимо сравнение карьерной динамики в различных группах управленцев. Важной особенностью является автоматизация этого процесса, который раньше требовал проведения дополнительных достаточно глубоких исследований «руками» экспертов. По сути, наш подход впервые позволяет ответить на вопрос, который в общем виде можно сформулировать так: «Можно ли сравнивать карьерные пути в сфере управления?» Ведь есть множество организаций, множество возможных должностей, которые кажутся не сопоставимыми. Например, можете ли оценить, какая должность выше: исполнительного директора в госкорпорации или руководителя регионального органа ФНС? Мы создали решающие правила, которые сопоставляют должности из различных сфер управленческой деятельности», – заявил декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ Президентской академии Илья Шебураков.
Предложенный подход позволяет не только проводить сравнительный анализ управленцев с различным бэкграундом, но и оценить успешность федеральных программ по подготовке руководителей. Так, научная группа адаптировала методику для исследования результатов конкурса «Лидеры России». Проведенный анализ позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что рост управленческой карьеры победителей и финалистов конкурса «Лидеры России» существенно выше, чем у тех руководителей, кто не принимал в нем участие.
Проект является одним из направлений научного сотрудничества в рамках Консорциума СПб ФИЦ РАН – Президентской академии, который предполагает обмен экспертным опытом, а также развитие совместных междисциплинарных научных и образовательных проектов.